Детство и юность
Люда Целиковская родилась в 1919 году, 8 сентября, в теплом городе Астрахани. Семья была обеспеченной и культурной. Отец Василий Васильевич, высококлассный дирижер, был удостоен звания Народного артиста СССР, мать пела в опере. В 1925 году врачи порекомендовали Целиковским переменить климат, так как девочка страдала от лихорадки, и семья уехала в Москву.
Людмила Целиковская в детстве
Первым уроком творчества для Людмилы стала музыка. Целиковская училась в музыкальной школе им. Гнесиных, но музыканта из нее не вышло: для пианино рука Люси оказалась слишком маленькой.
Лицедейство увлекло Целиковскую еще в детстве – как многие дети, она сначала разыгрывала маленькие сценки, а затем подошла к делу более «серьезно». Маленькая Люда любила гулять по Тверской улице и просить подаяния, изображая из себя нищенку.
Людмила Целиковская в молодости
Мать Людмилы заметила одаренность дочки и показала ее Рубену Симонову, служившему в то время в театре им. Вахтангова. Девушка, волнуясь и нервничая, прочла монолог, и режиссер подтвердил мнение матери о таланте Люды.
В 1937 году Целиковская, закончив школу, подала документы в Щукинское училище. Это был год огромного конкурса – 900 человек на 13 мест, но Людмила сумела взять эту высоту. На творческих испытаниях она рассмешила приемную комиссию. Едва от страха стоящая на ногах девушка на вопрос, с кем она занималась перед экзаменами, честно призналась, что с мамой. А когда ее попросили представиться, назвала себя по имени отчеству.
Фильмы
В театр Целиковскую приняли еще в студенчестве. Свою первую кинороль, вожатой Вали, она также исполнила задолго до окончания «Щуки» — в 1939 году. Тогда юную актрису и заметил Юдин, за год до начала войны позвавший девушку на роль Шурочки Мурашовой в «Сердцах четырех». Людмила Васильевна говорила, что этот фильм – самый для нее важный. Тем не менее, из-за войны «Сердца…» пролежали на полке до 1944 года.
Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех»
Одновременно с этим Целиковская снималась у Александра Ивановского в картине «Антон Иванович сердится». В период съемок девушкой очень восхищался Кадочников, главный романтический артист кино 40-х. Кстати, это оказался единственный фильм в карьере Людмилы, в котором вместо нее пела профессиональная певица – Дебора Пантофель-Нечецкая. Вокальные партии в остальных фильмах и спектаклях Целиковская исполняла сама.
Когда началась война, Людмила находилась в Ленинграде. Сначала она вернулась в Москву, затем театр эвакуировали в Омск, а потом из Алма-Аты прислали телеграмму – Целиковскую звали на съемки «Воздушного извозчика». Валентин Катаев писал роль Наташи Куликовой специально под Людмилу.
Людмила Целиковская в фильме «Иван Грозный»
Затем судьба подарила Целиковской уникальный шанс – актрису заметил Сергей Эйзенштейн, уже тогда бывший легендой. По его приглашению в 1945 году Людмила исполнила в ленте «Иван Грозный» роль царицы Анастасии. Когда кино вышло на экраны, исполнители главных ролей получили Сталинскую премию. Все, кроме Целиковской, имя которой из списка вычеркнул лично Вождь, сославшись, что не бывает таких цариц.
Театральная карьера в это время трещала по швам: из-за постоянных отсутствий Людмилу уволили из театра Вахтангова и восстановили только после личного письма Эйзенштейна.
Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»
«Беспокойное хозяйство», вышедшее в 1946 году, вернуло Целиковскую в привычное музыкально-комедийное амплуа, пусть и на военную тематику. Муж актрисы, Михаил Жаров, делал все для комфорта супруги – для грима даже использовали импортную косметику. Лента полюбилась зрителям, но не критикам – картину обвинили в дурновкусии.
Драматической киноактрисы в молодости из Людмилы Васильевны не получилось – режиссеры не рассматривали женщину с этой точки зрения. После «Ивана Грозного» долгое время единственной серьезной лентой была трогательная и щемящая «Повесть о настоящем человеке».
Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья»
В 1955 году на экраны вышел фильм «Попрыгунья» — самая популярная лента с Целиковской тех времен. В СССР Людмилу Васильевну за эту картину никак не отметили, но на Венецианском кинофестивале фильм получил «Серебряного льва» и титул лучшего иностранного кино. После этого актриса долго не снималась – режиссеры предлагали прежние роли наивных простушек, но это ее не устраивало. До 1970 года она работала исключительно на театральной сцене.
Последняя роль Людмилы Целиковской в фильме «Репетитор»
Последней работой Людмилы Васильевны на экране стала картина «Репетитор», вышедшая в 1987 году. Больше Целиковская на снималась.
Первые шаги в кинематографе
Во время учёбы Людмила работала в театре имени Вахтангова. Её дебютной работой был спектакль «Слуга двух господ». Несмотря на то что в те времена учащимся не разрешалось совмещать учёбу со съёмками в кино, для неё было сделано исключение. Настоящую славу ей принесла роль в картине «Антон Иванович сердится», все песни в котором она исполняла сама. В «Молодых капитанах» девушка блестяще справилась с образом пионерки по имени Валя.
Личная жизнь
За личной жизнью всенародной любимицы публика следила не отрываясь. Людмила Васильевна любила так же ярко, как играла.
Первое замужество состоялось еще на втором курсе Щукинского. Мужем Люси стал Юрий Алексеев-Месхиев, учившийся там же. Брак оказался скоротечным – пара рассталась, не прожив вместе и года.
Людмила Целиковская и Михаил Жаров
Вторым супругом стал Борис Войтехов, литератор. Целиковская из толп поклонников выбрала именно его – мужчина любил актрису настолько искренне, что это подкупало. Женой писателя Людмила пробыла 2 года и после развода какое-то время остерегалась отношений.
На съемках «Воздушного извозчика» женщина встретила третьего мужа, Михаила Жарова. Супружеская жизнь продлилась 5 лет, и развод стал для режиссера тяжелым ударом. Однако уже на склоне жизни в интервью Целиковская говорила, что из четырех мужей Жаров любил ее сильнее всех.
Людмила Целиковская с Каро Алабяном и сыном Александром
Четвертый муж Людмилы Васильевны, Каро Алабян, работал архитектором. И, как Жаров любил Целиковскую больше других мужей, так сама актриса среди всех своих супругов сильнее всего любила Алабяна. От него Людмила, уже отчаявшаяся завести детей, родила сына Сашу. Благодаря воспоминаниям Александра литератор Вострышев смог написать биографию артистки, книгу «Долгий свет звезды».
Хотя в 1950-е Алабяна чуть не посадили как японского шпиона, даже по фото тех времен видно, что Целиковская была счастлива – до 1959-го, когда Каро сгорел от рака легких.
Людмила Целиковская и Юрий Любимов
Следующим – и последним – мужчиной в жизни Людмилы Васильевны стал Юрий Любимов. Официально они не были расписаны, но жили фактическим браком. Отношения с режиссером длились 16 лет, пока у Юрия не закрутился роман с венгерской переводчицей Каталиной Конц. Рассталась пара без скандалов и выяснения отношений, но на похороны, к могиле Людмилы, в 1992 году режиссер так и не пришел.
Биография
Маленькая Люся. Астрахань, 1920-е годы
Людмила Васильевна Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в семье заслуженного деятеля искусств Василия Васильевича Целиковского. Мать — Екатерина Лукинична, оперная певица.
До 1925 года семья Целиковской проживала в Астрахани. Людмила была болезненным ребёнком и тяжело переносила астраханский климат. По совету врачей Целиковские переехали в Москву.
В Москве девочка чувствовала себя хорошо. У Людмилы был прекрасный слух, и родители определили её в Гнесинскую школу учиться игре на фортепиано. Всё шло к тому, что Людмила, как и мечтали её родители, станет профессиональным музыкантом, но Людмила увлеклась театром.
По окончании общеобразовательной школы в 1937 году Людмила подала документы в Театральное училище имени Щукина. Конкурс в том году был около 900 человек на 13 мест. На экзамене она прочла «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина» и спела романс.
В фильме «Сердца четырёх», 1941 год
Студенткой дебютировала в спектакле «Слуга двух господ» Московского театра имени Вахтангова. В 1938 году Целиковская дебютировала в кино в роли пионерки Вали в фильме «Молодые капитаны». В том же году влюбляется в своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, за которого выходит замуж. Молодую талантливую актрису заметил режиссёр Константин Юдин и пригласил сниматься в фильме «Сердца четырёх», где она сыграла Шуру Мурашову. После начала Великой Отечественной войны премьера фильма была отложена и он вышел на экраны только в 1945 году. Фильм имел большой успех у зрителей. По словам актрисы, это была её любимая картина, так как она играла саму себя. Например, актриса так же, как и её героиня, любила сладкое и музыку и ненавидела математику.
В 1943 году выходит фильм «Воздушный извозчик», в котором актриса сыграла роль Наташи Куликовой. Сценарий был написан Петровым Евгением Петровичем специально для неё. После этого фильма к ней пришла всесоюзная популярность — Людмилу Целиковскую узнала и полюбила вся страна. Во время съёмок фильма, Целиковская влюбилась в партнёра по фильму Михаила Жарова. Ей на тот момент было 24 года, ему — 44. Вскоре они регистрируют брак. Оба уходят из семей и довольно долго живут в номере гостиницы «Москва». Вместе выступают перед советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной. Три месяца показывают фильм и выступают перед лётчиками 3-й воздушной армии.
Режиссёр Сергей Эйзенштейн приглашает Людмилу Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». После выхода фильма на советские экраны все ведущие актёры, за исключением Целиковской, были удостоены Сталинской премии. Сталин лично вычеркнул её фамилию из списка со словами: «Такими царицы не бывают». После этого фильма она фактически потеряла работу в театре Вахтангова, где не хотели больше терпеть её постоянное отсутствие из-за участия в съёмках. В 1945 году после письма Эйзенштейна её вновь восстановили в театре.
Людмила Целиковская и Михаил Жаров
После войны Целиковская снялась в фильмах Константина Юдина «Близнецы» и Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство». Сценарий фильма был написан специально для жены Михаила Жарова. Романтическая комедия военного времени «Беспокойное хозяйство» получила холодный приём со стороны критиков, которые обвинили создателей в плохом вкусе, сводничестве и отсутствии прогрессивных идей. Но картина имела успех у зрителей.
В конце 1940-х годов в жизни Людмилы Целиковской началась череда серьёзных проблем — её четвёртый муж, успешный советский архитектор Каро Алабян, за которого она вышла замуж в 1948 году после развода с Михаилом Жаровым, попал в немилость к всесильному Берия. Алабян потерял работу и квартиру в Москве. Только заступничество А. И. Микояна спасло Алабяна от ареста. Он был отправлен на некоторое время работать в Армению. До 1953 года пара жила у друзей и родственников, не имея собственной квартиры. Только после письма в правительство им дали жильё, а Алабяну — работу.
Самый известный фильм 1950-х годов с участием Целиковской — фильм «Попрыгунья», в котором она сыграла роль Ольги Ивановны Дымовой. Партнёром по фильму выступил Сергей Бондарчук. В 1955 году на Венецианском кинофестивале фильм получил Серебряного льва, как лучший иностранный фильм. Однако актриса не получила никаких наград, а звание Народной артистки РСФСР было присвоено ей только в 1963 году.
В 1959 году умирает её муж Каро Алабян. В 1960-е годы она становится фактической женой театрального режиссёра Юрия Любимова. Она играет большую роль в становлении Театра на Таганке — придумывала постановки для многих спектаклей, используя свои связи, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. В квартире Любимова и Целиковской собираются Борис Пастернак, Григорий Бакланов, Борис Можаев, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фёдор Абрамов, Борис Васильев, Пётр Капица, исполняет свои песни Владимир Высоцкий[2]. Любимов называл жену «Циолковская» и «Генерал»[3]. Любимов находился в немилости у руководства страны. Из-за этого его жена не получила звания Народная артистка СССР, хотя театр несколько раз выходил с предложением о присвоении ей этого звания. То обстоятельство, что она была фактической женой неблагонадёжного Любимова, послужило причиной отказа со стороны руководства.
Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище
В 1975 году Людмила Целиковская и Юрий Любимов тихо и мирно расстаются. Причина развода — измены Любимова. «Жить с гением трудно», — вспоминала Целиковская[4].
Одна из её последних заметных ролей в кино — Раиса Павловна Гурмыжская в фильме режиссёра Владимира Мотыля «Лес», положенном на полку до Перестройки.
Людмила Васильевна играла в теннис, любила лес, походы за грибами и ягодами. Любила вязать. Переводила с английского. Любила и умела готовить, домработниц у неё никогда не было, все домашние дела она делала сама. Играла в карты, пела романсы. Обожала музыку, живопись и книги.[5][3].
В 1989 году у Целиковской обнаружили рак, но диагноз от неё скрывали. В последние годы жизни тяжело болела. Людмила Васильевна Целиковская умерла 4 июля 1992 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (5 участок, 31 ряд, 1 могила)[6] рядом с Каро Алабяном.
Смерть
В 1989 году Людмила Васильевна тяжело заболела — у нее нашли онкологию, которая затем стала причиной смерти женщины, но сообщать диагноз самой актрисе врачи почему-то не стали.
Могила Людмилы Целиковской
Скончалась Целиковская 4 июля 1992 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем – Каро Алабяном.
Сын Целиковской: «Любимов меня не любил. И это взаимно!»
Незадолго до юбилея Людмилы Целиковской с ее единственным сыном от брака с архитектором Каро Алабяном пообщалась наш корреспондент Яна Гордеева
Тогда пошли слухи, что Александр Алабян и его бывшая жена Лидия продают элитное жилье, когда-то принадлежавшее народной артистке, в доме на Новинском бульваре, 18.
— Мой развод и дележ имущества не хочу обсуждать, — строго осек Александр. — Абсолютно плевать, какие слухи ходят по этому поводу. Я не собираюсь нервничать и по поводу моей жены. Она как жила, так и живет в нашей квартире.
В этом году не только юбилей мамы, но и мне исполняется 70. Но я не публичный человек: Бауманку окончил, потому что понимал: у меня актерского таланта нет. То же самое и у моего 45-летнего сына Каро. Он сейчас директор по развитию в одной компании. У него трое детей. Старшему Диме, моему внуку, 22 года, он учится в университете в Австрии. Людмиле, которую в честь моей мамы назвали, три с половиной годика, а Артему — два с небольшим.
Когда-нибудь младшим внукам расскажу о нашей знаменитой Людмиле Васильевне. Я ведь всегда искренне радовался маминым успехам. Хотя мы и жили вместе, по сути, меня вырастила бабушка. К нам в дом приходили Высоцкий, Вознесенский, Евтушенко, но особого влияния на мое становление не оказали.
Ничего не подумайте, у меня была потрясающая мама, вкусно готовила, но была строгая. И ей приходилось разрываться между съемками и театром.
Увы, я так и не стал близок с ее последним мужем — режиссером Юрием Любимовым, который жил с мамой 17 лет. Конечно, в 60-е он ставил великие спектакли на Таганке. Но в человеческом плане у нас не было контакта.
Из-за Любимова маму в Театре Вахтангова сильно зажимали. Что бы про маму ни говорили, она никогда не заигрывала ни с начальством, ни с властями. Например, после картины «Иван Грозный», которую сняли в Алма-Ате в годы войны, Сталинскую премию дали всем, кроме Целиковской, сыгравшей царицу. Мама Иосифу Виссарионовичу не очень понравилась. Он посчитал, что царица не должна быть такой живой, настоящей — ее, мол, должны были показать более возвышенной.
А однажды, еще в сталинские времена, ее с одной актрисой партийные деятели затащили в особняк в центре Москвы и стали склонять к неприличным действиям. Знаменитая коллега осталась ублажать чиновников, а маме удалось сбежать. Одному по роже съездила. Но к последствиям это не привело. Ведь родственником моего отца был Анастас Микоян. Мы не раз у него на даче гостили.
В конце 80-х из магазинов исчезли продукты, и мы с ней по наводкам знакомых ездили за колбасой по пригородным лавкам на ее «копейке». Мама понимала, что с возрастом пик популярности спал, и философски к этому относилась. Играла в преферанс с друзьями, читала книги. В 1989 году у мамы нашли рак, но мы до последнего скрывали от нее смертельный диагноз.